Невестка «Туркменфильм», 1971

«Невестка». Сценарий Ходжакули и Ходжаберды Нарлиевых. Постановка Хождакули Нарлиева. Оператор А. Иванов. Художник А. Ходжаниязов. Композитор Р. Реджепов. Звукооператор И. Аннахалов. «Туркменфильм», 1971.

Вам очень срочно нужны деньги? Не вопрос: вот вам срочный кредит на карту украина в сети. Загляните по ссылке выше.

Уже первый кадр этого фильма непривычностью своей способен удивить зрителя. На ослепительно-желтом песке пустыни горит красновато-желтым огнем костерок, над ним на треноге висит чайник, а поодаль лежит зарытый в песке старик — возле его головы хлопочет женщина. Долго длится эта безмолвная сцена. Зритель не сразу даже понимает, в каком направлении — зловещем или добром — воспринимать ему увиденное. Затем, когда старик выбирается с помощью женщины из-под песка, надевает белоснежную полотняную рубашку, снимает халат, накинутый на несколько длинных хворостин, составленных вместе и напоминающих походную палатку, пьет тут же заваренный чай, мы понимаем, что присутствовали при заурядном событии, при сеансе лечения радикулита.

Парадоксальное начало картины режиссера Ходжакули Нарлиева «Невестка», снятой на «Туркменфильме», позволяет ожидать в дальнейшем одно из тех произведений, что получили в последние годы наименование «странного» кинематографа, где каждый кадр — ребус, где пластика находится в сложном контрапункте со смыслом, где персонажи не столько существуют на экране, сколько обозначают это существование. Скажу сразу же, что картина Нарлиева вовсе не относится к описанному выше типу произведений, в ней нет ничего экстравагантного, она скорее традиционна, чем нова. И вместе с тем начальные кадры, столь неожиданные и странные, не только не чужеродны фильму в целом, но даже в определенной мере являют его эстетическую программу.

Как понять это противоречие? Пусть фильм начинается странно, но если его последующее течение этой странности не подтверждает, то почему же такое начало я считаю характерным для картины в целом?

Размещено в Блог, Гогет.