История Умай и Джалала

С трудом сплачивают они вокруг себя жителей Пейканлы, убеждают их засеять земли, навсегда отторгнутые революцией у Герай-бека. Но о том, что революция уже победила, знают пока только они, ее посланцы. Отсюда — тот накал борьбы, в которой Герай-бек идет на все, чтобы сохранить власть над односельчанами, а они еще не решаются поверить в конец старого бесправия, боятся открыто встать на сторону семерых пришельцев.

Шестеро из них гибнут в схватке с бандой Герай-бека, но и смертью своей они утверждают дело, которому радостно и вольно посвятили себя, — дело освобождения родной земли.

Такова сюжетная канва, основные коллизии картины «Семеро сыновей моих», созданной, как значится в титрах, «по мотивам «Комсомольской поэмы» Самеда Вургуна». Но если в «Поэме» постоянно ощутимо присутствие автора, и в строфах ее все время слышится его насыщенный страстью, по-особому взволнованный голос, в каждой строке открывается его восприятие мира, то в фильме вургуновские интонации слышатся не всегда. О том, что в основе экранного повествования лежит его поэма, свидетельствуют далеко не все образы и не все сцены, оживающие в фильме.

Хотите удивить мужа в его день рождения? Тогда закажите торт на день рождения мужу по этому адресу. Сделают уникально.

Наиболее созвучны авторской манере первые кадры. В тревожной дымке вдали от нас возникают семь строгих силуэтов — семь стройных всадников. Спускается ночь, под покровом которой не сразу отличишь врага от друга, а всадники все продолжают свой путь сквозь подстерегающие их опасности…

Созвучна «Комсомольской поэме», ее эмоциональному настрою и экранная история Умай и Джалала, ставшая возможной только в той атмосфере чистоты, веры, в которой живет маленький революционный отряд.

Это повесть о юноше и девушке, с детства любящих друг друга. Но если они не могут существовать порознь, то и соединиться тоже не могут. Комсомолец Джалал навеки порвал со своей богатой семьей и не мыслит иной жизни, чем нынешняя, полная борьбы и опасностей. Умай — покорная дочь заклятого врага советского строя Герай-бека. Для него, для всего того уходящего мира, который стремится удержать на старых устоях Герай, любовь Умай и Джалала не меньшее зло, чем отобранные у богачей земли, на которых уже колосятся новые всходы.

Гибнет обманутый врагами Джалал, хотевший освободить свою Умай. И Умай, прежде боявшаяся поднять глаза, не смевшая даже в мыслях ослушаться отца, теперь требует его смерти. Не для того только, чтобы отомстить. А чтобы освободиться для восприятия новой правды, новой справедливости. Так страшно убийство Джалала Герай-беком, так велико потрясение, пережитое ею, что рушатся все прежние нравственный представления девушки. Кинематографисты смело, неожиданно (заостряя вариант Самеда Вургуна) решают сцену встречи Умай и Бахтияра, который считает Умай виновной в гибели его друга Джайала. Разъяренный Бахтияр обрушивает на Умай удары плетью, и девушка покорно принимает их. Только потом, позже попросит она пришедшего в себя после гневной вспышки Бахтияра убить отца, Герай-бека. Умай говорит об этом с тем спокойствием, которое приходит к человеку, окончательно выбравшему единственно верное для себя решение. Слом резок, но внутренне оправдан, и молодая актриса Земфира Исмайлова точно очерчивает рубеж, через который впервые смогла переступить ее Умай.

Размещено в Блог, Блог sape.